Сценарное мастерство

Агишев Одельша Александрович

Сценарист, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ВГИКа, преподаватель Первой национальной школы телевидения.

  • 1965 СТРАНИЦЫ ВЕКОВ (док) автор сценария и дикторского текста
  • 1966 БЕЛЫЕ, БЕЛЫЕ АИСТЫ автор сценария
  • 1966 НЕЖНОСТЬ автор сценария
  • 1969 ВЛЮБЛЕННЫЕ автор сценария
  • 1970 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ КОМИССАР автор сценария
  • 1971 КРЕСТЬЯНЕ (док) автор сценария и дикторского текста
  • 1973 ВСТРЕЧИ И РАССТАВАНИЯ автор сценария
  • 1974 МОЙ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК автор сценария
  • 1974 ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА автор сценария
  • 1978 ЛЮБОВЬ И ЯРОСТЬ автор сценария
  • 1980 КАКИЕ НАШИ ГОДЫ автор сценария
  • 1982 ЮНОСТЬ ГЕНИЯ автор сценария
  • 1988 ШОК соавтор сценария
  • 1992 МЕСТЬ ДЕВЯТИ ПРОРОКОВ автор сценария
  • 1997 ГОЛОСА (док) автор сценария
  • 1999 НОВРУЗ В МОСКВЕ (док) автор сценария 
  • 2001 ИСЛАМ В МОСКВЕ (ЗЕЛЕНАЯ ТЮБЕТЕЙКА) (док) автор сценария 
  • 2002 ОХОТА НА АНГЕЛА (док) автор сценария
  • 2002 ОБНАЖЕННАЯ НАТУРА (телефильм)соавтор сценария

Разговор с мастером.

Корр. – Одельша Александрович, сколько Вы лет преподаете?
О.А. – Давно, ой, давно… Я рано начал преподавать, меня во ВГИК пригласили, и первый выпуск мы готовили вместе с доцентом Верой Владимировной Туликовой. Несколько лет назад пригласили сюда, в школу. Ну и пишу свои сценарии. Скучать не приходится.:)

Корр. — А что можете рассказать про своих учеников?
О.А. – О них могу говорить долго! Учениками я горжусь. Я тут посмотрел список наших, отечественных фильмов, вышедших в 2007 году, в этом списке примерно 100 картин. И у десяти из них авторы сценария – мои ученики. Ну а 11-ая – моя собственная картина. А вообще многие картины российского производства сделаны моими учениками.

Конечно, по-разному бывает, год на год не приходится. Но есть среди моих учеников люди, которые стали не только моей гордостью, но и гордостью всего нашего кино.

Луцик и Саморядов — известные, талантливейшие сценаристы, создатели сценариев к фильмам «Дюба-Дюба», «Гонгофер», «Дети чугунных богов».

Саша Гоноровский, в активе которого удивительный фильм «Железная дорога», который взял «Серебряную ладью» на кинофестивале «Окно в Европу» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».

Илья Рубинштейн создал прекрасный сценарий к фильму «Вставай, страна огромная!».

Владимир Моисеенко стал одним из сценаристов фильма «12» Никиты Михалкова…

То есть учениками я горжусь. Есть прекрасные ребята, которые уже сами преподают, и делают это неплохо. Так что везет мне с учениками.

Корр. – А Ваши выпускники из этой школы добиваются чего-то на сценарном поприще?
О.А. – Конечно! Я часто встречаю в титрах фильмов фамилии студентов, которых учил и выпускал уже тут, в школе. И я хочу сказать, что у нас скоро будет прекрасное кино! Сейчас 85 процентов кинорынка – это американские и европейские картины, наших – пока только 15 процентов. Но пройдет немного времени, и мы свои 50% завоюем, потенциал есть, талантливых ребят много, умения, возможности и желания у них есть. Поэтому не верить в хорошее будущее нашего кинематографа я не могу.

Корр. — Одельша Александрович, а хватает ли Вам 9 месяцев, чтобы вложить в своих студентов все самое важное и значимое на Ваш взгляд?
О.А. – Для начала я хочу сказать, что традиционно в нашей стране сценаристов учили 5 лет. Например, во ВГИКе. И я уверен, что ВГИКовские 5 лет – это слишком много, столько не нужно. А 9 месяцев?… За это время можно студентов правильным образом соориентировать, настроить, научить азам и придать ускорение, чтобы дальнейшим обучением для них стала уже практика, реальная работа. Да, и главная моя задача – научить людей пишущих киноязыку, и вот это сделать за 9 месяцев можно.

Корр. – Быть сценаристом – это сложное дело?
О.А. – Ну нелегко, конечно. В нашей профессии надо уметь держать удар. С одной стороны наша профессия – фундаментальная, потому что сценарий – это фундамент любого фильма, с другой стороны – это зависимая профессия. Потому что есть еще режиссер. И важно не только написать хороший сценарий, но и правильно взаимодействовать с режиссером, где-то прогнуться, отказаться от какой-то своей идеи, если она не подошла режиссеру, ну а где-то настоять на своем, если уверен, что вот этот эпизод выкидывать нельзя ну никак. Поэтому это непросто, для многих начинающих сценаристов процесс адаптации к профессии проходит болезненно, кто-то даже ломается.
Я стараюсь не быть жестким со своими учениками, не предъявляю завышенных требований, но у меня есть одно условие, которое я ставлю перед каждым: нужно двигаться вперед. Если человек не развивается, если нет динамики, сначала пропадает интерес к тому, что делаешь, потом оказываешься в вакууме, потому что остальные-то уже вперед ушли, никто возвращаться не будет. И вот с этого места разогнаться, набрать скорость, восстановить тонус уже почти невозможно. Поэтому говорил, говорю и буду говорить: идти вперед, держать удар и созидать, творить, развиваться!

Находится в каталоге Апорт Rambler's Top100