Режиссер документального кино
Учебный план "Режиссер документального кино".
Длительность обучения: 9 месяцев, 564 часа.
Занятия проходят 3 раза в неделю.
Вечерние группы с 19.00 до 22.00.
Многие слушатели трудоустраиваются в процессе обучения.
По окончании курса слушатели сдают государственный экзамен и защищают дипломную работу.
Диплом государственного образца о профессиональной подготовке.
«Режиссура документального кино»
Режиссер документального кино — профессия интеллектуальная, творческая и требующая хороших организаторских способностей. Именно таких ребят объединяет в Школе Телевидения и Дизайна курс «Режиссура документального кино».
Режиссеру документального кино, в отличие от мастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты и характеры, ему, как правило, не нужны актеры и декорации: его материал – сама жизнь. Именно из жизни режиссер документального кино берет мгновения, способные поражать, нести большие идеи, вызывать глубокие чувства – надо только суметь дождаться этого мгновения, увидеть его и вовремя «схватить» камерой. К слову, в нашей Школе Телевидения и Дизайна большое внимание уделяется обучению будущих режиссеров документального кино работе с камерой, ведь очень важно, чтобы режиссер документального кино умел снимать кино на камеру сам.
Сложность работы режиссера документального кино состоит в том, чтобы заставить зрителя обратить внимание на мимолетные моменты. Документальный фильм должен привлекать не «жареными» фактами, а внутренней движущей силой. Обучение по курсу «Режиссер документального кино» включает в себя изучение всех стадий производства — от подготовки к съемкам до монтажа.
Для каждого, кто выбрал его своей профессией, Школа Телевидения и Дизайна открывает самые широкие возможности. Тот, кто однажды связал свою жизнь с документалистикой, вряд ли когда-нибудь оствит это дело. А для многих режиссеров опыт работы в документалистике является замечательной подготовкой для успешной карьеры в игровом кино. Документальное кино — это индустрия, требующая от каждого проявления инициативы, независимости и яркой индивидуальности.
Учебный план "Режиссер документального кино".
№п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
I. Общепрофессиональные дисциплины | 80 | 60 | 20 | ||
1. | Технология телепроизводства | 16 | 12 | 4 | зачет |
2. | История ИЗО | 32 | 24 | 8 | зачет |
3. | Психология общения | 16 | 12 | 4 | зачет |
3. | Авторское право | 16 | 12 | 4 | зачет |
II. Специальные дисциплины | 304 | 188 | 116 | ||
1. | Мастерство телережиссера | 64 | 40 | 24 | Экзамен |
2. | Актерское мастерство | 48 | 28 | 20 | Экзамен |
3. | Основы драматургии | 48 | 32 | 16 | Экзамен |
4. | Основы операторcкого мастерства | 32 | 20 | 12 | зачет |
5. | Основы музыкальной культуры | 32 | 20 | 12 | зачет |
6. | Теория и практика монтажа | 32 | 16 | 16 | зачет |
7. | Основы документалистики | 48 | 32 | 16 | Экзамен |
III ПРАКТИКУМ | 168 | 168 | |||
Защита дипломной работы | 12 | 6 | 6 | Защита | |
ИТОГО: | 564 | 254 | 310 |
Документалистика — сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: сначала отбирается жизненный и документальный материал, а затем на его основе создается сценарий. Обо всех этапах и тонкостях создания документального кино студенты Школы Телевидения и Дизайна узнают от настоящих мастеров своего дела.
Режиссер документального кино имеет дело с очень сложным и многогранным явлением. Документальное кино отражает не только реальность, но и ее личностное восприятие. Документальное кино требует внимательного, вдумчивого и неторопливого просмотра.
Материалом документального кино являются съёмки подлинных событий и лиц. При этом документальное кино может иметь форму событийной хроники, кинолетописи, кинофиксации для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторской журналистики и художественного фильма. Об этом преподаватели нашей Школы Телевидения и Дизайна подробно рассказывают студентам.
Режиссеру документального кино, в отличие от мастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты и характеры, ему, как правило, не нужны актеры и декорации: его материал – сама жизнь. Именно из жизни режиссер документального кино берет мгновения, способные поражать, нести большие идеи, вызывать глубокие чувства – надо только суметь дождаться этого мгновения, увидеть его и вовремя «схватить» камерой. К слову, в нашей Школе Телевидения и Дизайна большое внимание уделяется обучению будущих режиссеров документального кино работе с камерой, ведь очень важно, чтобы режиссер документального кино умел снимать кино на камеру сам.
Структура документального фильма многообразна: натурные и интерьерные съемки, архивные видео- и фотоматериалы. К жанрам документалистики относятся: кинорепортаж, киноочерк, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама, киномелодрама, кинокомедия, кинопоэзия, кинотрагедия. При этом документальные жанры постоянно видоизменяются. То и дело возникают новые, экспериментальные – на стыке игрового и неигрового кино. Преподаватели Школы Телевидения и Дизайна знакомят студентов со всем разнообразием жанров. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Режиссеры документального кино нередко поднимаются до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. В основе драматургии документального кино лежит реальная драма жизни.
Сегодня технические различия между кинематографическими и телевизионными фильмами все больше стираются, потому что их производство стало аналогичным. В содержательном же отношении разница все-таки остается. На телевизионное документальное кино журналистика влияет сильнее: в нем больше закадровых пояснений и титров. Режиссеры-кинодокументалисты, не скованные телевидением, оставляют большую свободу восприятия своих фильмов, а это предполагает более интенсивную внутреннюю работу со стороны зрителя. И тот, и другой подход имеют право на существование. Если же выраженного авторского взгляда нет, а есть лишь комментарий какой-то проблемной темы, то это скорее развернутый спецрепортаж, чем настоящая документалистика.
Особенность работы над документальным фильмом заключается в том, что в этой работе всегда присутствует импровизация. Для режиссера документальное кино - уникальное средство познания мира и самовыражения, проявления таких качеств, как изобретательность, гуманизм, сострадание и юмор. При этом режиссер документального кино вынужден искать более сложные способы выражения авторского взгляда на вещи, чем, например, автор игрового кино, который может просто внести изменения в сценарий. Режиссер документального кино вынужден придерживаться рамок правдоподобия, не насыщая фильм собственной оценкой событий и героев. Однако только позиции режиссера документального кино недостаточно, чтобы сделать фильм интересным. Чтобы фильм получился увлекательным необходимо найти небанальную тему. Авторская позиция должна быть подвижной и ненавязчивой, язык экрана — выразительным. У каждого мастера-документалиста, режиссера документального кино – свое лицо, стиль, философия. Документальное кино - это вид авторского искусства. Студенты нашей Школы Телевидения и Дизайна имеют широкие возможности самовыражения в процессе учебной деятельности.
Среди широко применяемых режиссерами документального кино методов особой популярностью пользуется метод «длительных наблюдений». – когда бесшумные камеры следят за героем на протяжении длительного времени. Нередко документальный фильм представляет собой кинопортрет интересной личности или обычного человека. Бывает, «неигровое» кино, как часто называют документальные фильмы, включает в себя игру, когда режиссер документального кино делает эту игру средством восстановления документированных событий, имевших место в прошлом. Эффект образности в документальном кино достигается особыми приемами монтажа. Беспроигрышный прием документального кино заключается в сопоставлении в монтаже эпизодов сегодняшнего дня с кадрами исторической записи. Значительно обогатило фильм обилие электронных спецэффектов. Например, уходящий вдаль герой как бы застывает в графическом, лишенном полутонов рисунке, словно бронзовеет, отдаляясь от нас и принадлежа своими воспоминаниями истории. Этому же эффекту служит прием замедленного движения. Зачастую ведущим элементом драматургического решения документального фильма является фигура журналиста, организующего действие перед камерой и комментирующего отснятые эпизоды. Появляясь в документальном фильме в одном кадре вместе с героями, иногда на фоне старой хроники, он олицетворяет тем самым связь времен.
В целом же в документальном кино не столь важны художественные средства кинематографа, сколько живой герой. Документалистика вплотную приближается к человеку. Именно поэтому начинающему режиссеру документального кино мастера рекомендуют обходиться без музыки, - она создает иллюзию ритма. Сначала нужно научиться справляться с ритмом изображения
Наша, российская документалистика, будучи одной из самых сильных в мире, никогда не была только информационной или только публицистической. Она всегда была высокохудожественной, поэтому большое значение для режиссера документального кино имеет вдохновение. Без эмоций в документальном кино ничего сделать нельзя.
Сложность работы режиссера документального кино состоит в том, чтобы заставить зрителя обратить внимание на мимолетные моменты. Документальный фильм должен привлекать не «жареными» фактами, а внутренней движущей силой. Документальный фильм должен проникать в глубинный смысл найденных тем. И многим студентами нашей Школы Телевидения и Дизайна удается находить такие темы уже для своих дипломных работ.
Обучения по курсу «Режиссер документального кино» в Школе Телевидения и Дизайна включает в себя изучение всех стадий производства — от подготовки к съемкам до монтажа. В процессе обучения, слушатели нашей Школы Телевидения и Дизайна, изучают общепрофессиональные дисциплины, к которым относятся: технология телепроизводства, история документального телефильма, психология общения, авторское право; и специальные предметы: режиссура документального кино, музыка в документального кино, сценарное мастерство, основы мастерства телеоператора, режиссура звука, режиссура монтажа, техника речи.
Документальное кино может быть очень разным – и пропагандистским, и политически ангажированным, и спекулятивно-сенсационным, и исполненным подлинного трагизма, и комедийным, и поэтически-философским – всяким. Для каждого, кто выбрал его своей профессией, возможности здесь самые широкие. Но тот, кто однажды связал свою жизнь с документалистикой, вряд ли когда-нибудь оствит это дело. А для многих режиссеров опыт работы в документалистике является замечательной подготовкой для успешной карьеры в игровом кино. Документальное кино — это индустрия, требующая от каждого проявления инициативы, независимости и яркой индивидуальности.