Звукорежиссер
Школа Телевидения и Дизайна готовит звукорежиссеров (звукооператоров) к работе на радио и телевидении. Профессия звукорежиссера (звукооператора) является необходимым звеном в процессе производства теле- или радиопрограммы. Невозможно представить телевидение или радио без звука. Звукорежиссер (звукооператор) отвечает за обеспечение качественной звукопередачи того или иного теле- или радиопроекта.
Длительность учебного плана «Звукорежиссер телевизионных программ» в Школе Телевидения и Дизайна составляет 9 месяцев, 564 часа. Занятия проходят 3 раза в неделю в вечернее время с 19.00 до 22.00. В период обучения по специальности звукорежиссер (звукооператор) в нашей Школе Телевидения и Дизайна предлагается стажировка на каналах: ТВ Центр, РЕН ТВ. «Культура», ТНТ, ОRT, «Столица», «Домашний», СТС, Муз-ТВ, Спорт и других. Многие слушатели трудоустраиваются в процессе обучения. По окончания курса «Звукорежиссер телевизионных программ» слушатели сдают государственный экзамен, защищают дипломную работу и получают диплом звукорежиссера государственного образца о профессиональной подготовке.
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практические занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I Общепрофессиональные дисциплины | 48 | 40 | 8 | ||
1 | Технология телепроизводства | 16 | 12 | 4 | зачет |
2 | История кино | 32 | 24 | 8 | зачет |
II Специальные дисциплины | 336 | 232 | 104 | ||
1 | Мастерство звукорежиссера | 84 | 56 | 28 | Экзамен |
2 | Основы музыкальной культуры | 60 | 48 | 12 | зачет |
3 | Звукотехника | 32 | 20 | 12 | зачет |
4 | Компьютерные технологии в звукорежиссуре | 32 | 20 | 12 | зачет |
5 | Основы монтажа | 32 | 20 | 12 | зачет |
6 | Режиссура телевидения | 32 | 24 | 8 | зачет |
7 | Основы операторского мастерства | 32 | 24 | 8 | зачет |
8 | Режиссура звука | 32 | 20 | 12 | зачет |
III ПРАКТИКУМ | 168 | 168 | Защита | ||
ИТОГОВЫЙ ЭКЗАМЕН (Мастерство звукорежиссера) | 12 | 6 | 6 | Экзамен | |
ИТОГО: | 564 | 278 | 286 |
Звукорежиссер (звукооператор) должен разбираться в современном звуковом оборудовании, как аналоговом, так и цифровом; знать технологии звукопередачи, уметь работать в специальных компьютерных программах и создавать художественные образы посредством звука. Всему этому слушатели нашей Школы Телевидения и Дизайна обучаются на курсе «звукорежиссер телевизоинных программ». Таким образом, звукорежиссер (звукооператор) — профессия одновременно и техническая и творческая. Помимо этого звукорежиссер (звукооператор) должен иметь музыкальный слух, ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях, обладать отменным чувством ритма и хорошей музыкальной памятью, а также развитой интуицией и быстрой реакцией. Именно поэтому профессию звукорежиссера (звукооператора) зачастую выбирают люди, уже имеющие музыкальное образование. Звукорежиссер — эта та профессия, где можно ипользовать свой творческий потенциал, делать теле- или радиоматериал ярче, богаче, образнее только за счет звукового оформления.
Будущие звукорежиссеры (звукооператоры), обучающиеся в Школе Телевидения и Дизайна помимо получения теоретических знаний, практикуются в записи речи в студии, в кадре, в записи шумов, звука при съемке программы с участием нескольких человек, в записи музыкальных инструментов или вокала, в озвучании и звуковом монтаже.
В ходе работы звукорежиссер (звукооператор) находится в непосредственном контакте со звукотехниками, телеоператором, режиссером телепрограммы, редактором, продюссером, а в случае необходимости — с аранжировщиком и дирижером. Звукорежиссер (звукооператор) отвечает за установку оборудования в студии, обеспечение звукопередачи во время выхода в эфир, на репетиции и в процессе записи телепрограммы. Звукорежиссер (звукооператор) участвует в разработке режиссерского сценария и осуществляет микширование и контроль за синхронной звукозаписью. Также звукорежиссер (звукооператор) принимает участие в последующей обработке записанного материала посредством монтажа, получая в результате окончательную фонограмму теле- или радиопрограммы.
Слушатели нашей Школы Телевидения и Дизайна, избравшие для себя профессию звукорежиссера (звукооператора), изучают такие общепрофессиональные предметы, как: технология телепроизводства и история кино; а также специальные дисциплины, к которым относится мастерство звукорежиссера, основы музыкальной культуры, звукотехника, компьютерные технологии в звукорежиссуре, основа монтажа, режиссура телевидения, основы операторского мастерства и режиссура звука.
Курс «звукорежиссер телевизионных программ» в Школе Телевидения и Дизайна имеет целью всесторонне подготовить специалистов в области звукозаписи, дать студентам базовые теоретические знания, привить навыки работы на цифровом оборудовании и создать условия для освоения на практике технологии телевизионного производства, чему способствует собственный технический центр, которым располагает наша Школа Телевидения и Дизайна.
Выпускники Школы Телевидения и Дизайна по специальности звукорежиссер (звукооператор) могут работать не только над созданием теле- или радиопередач, но и на студиях записи музыки, в клубах, театрах, на киностудиях и концертных площадках. Еще одно место, где может попробовать себя звукорежиссер (звукооператор) — кино, где звуковое решение фильма — всегда художественное произведение. В настоящее время с появлением систем многоканального объъемного звука, значимость работы звукорежиссера только увеличивается. Без его участия не обходится ни один современный фильм.
В наше время бурного развития медиаиндустрии трудоустройство по специальности звукорежиссера (звукооператора) не является проблемой. Интернет-сайты по трудоустройству, как и страницы газет с объявлениями пестрят словами: «Вакансия звукорежиссера», «Звукорежиссер требуется». Уровень зарлплат звукорежиссеров (звукооператоров), получивших профессиональное образование в Школе Телевидения и Дизайна, колеблется от 25.000 до 75.000 рублей.
Из интервью преподавателя нашей школы звукорежиссеров Александра Викторовича Голикова:
«Вы, наверное, знаете, что люди воспринимают мир, информацию тремя способами: аудиальным, визуальным и кинестетическим. То есть ушами, глазами и на ощупь. И у каждого человека свое процентное соотношение между этими тремя способами. Ученые считают, что подавляющее количество людей на 89% воспринимают глазами, на 12 — ушами, и еще на 8 — тактильно. С этим соотношением мы рождаемся и изменить его не можем. У меня же соотношение другое: процентов 60 приходится на слуховое восприятие и 40 — на остальные. Плюс к этому у меня абсолютный слух и я очень люблю музыку.»